?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Eight Immortals

Внимательные читатели заинтересовались темой "восьмерки" и обратились к редакции с просьбой рассказать подробнее о восьми бессмертных даосах.
Что мы и выполняем с удовольствием!
Как известно, среди довольно разношерстного  даосского пантеона божеств и святых заметно выделяются и пользуются в Китае большой известностью восемь бессмертных (八仙, ба сянь), рассказы о которых необычайно популярны в народе и фигурки которых (из дерева, кости, лака), а также и изображения на свитках, знакомы каждому китайцу с детства.

С каждым из восьми связаны любопытные истории и легенды.



 - Чжунли Цюань (鐘離權)  - старейший из восьми, поэтому в группе считается главным (является одним из основателей даосской школы Цюаньчжэнь).

Удачливый полководец, генерал ханьской армии, он потерпел поражение в сражении с племенами Цян только из-за вмешательства небесных сил, знавших об уготованной ему судьбе. После поражения, не перенеся позора, Чжунли ушел в горы, стал отшельником, после чего встретил Владыку Востока Ван Сюанпу, который обучил его даосской алхимии, а также боевым искусствам и врачеванию. Научившись тайнам трансмутации металлов, раздавал золото бедным, стал бессмертным. Покровитель солдат. Является обладателем эликсира бессмертия.
Изображается как человек высокого роста с курчавыми волосами и чаще всего с волшебным опахалом, которое может поднимать мертвых.

 - Чжан Голао (張果老) - старший из бессмертных, учитель и совершенный мастер. Ассоциируется с реальным человеком, жившем при династии Тан. Однако по другой легенде, Чжан Голао — воплощение белой летучей мыши, появившейся ещё во время разделения мира Пань-гу. Уже при танской императрицы У-хоу (684—705) ему было несколько сотен лет. Он утверждал, что был министром при легендарном императоре Яо.
Чжан Голао жил на горе Тяошань около Хэнчжоу. Известен приготовлением настойки из трав, которую давал другим бессмертным. Однажды императрица У пригласила Чжан Голао ко двору, и он принял приглашение, но, не желая посещать двор, он разыграл сцену своей смерти. Он также отказался взять в жёны дочь императора Сюань-цзуна и получить от него титул министра.
Считается, что он оставил своё физическое тело в районе горы Хэншань, где был построен храм Цися в его честь. Покровитель стариков.

Чжан Голао изображается с длинной белой бородой, сидящим на муле с бамбуковым барабаном в руках. Мул может перемещаться с огромной скоростью, десять тысяч ли за день. Во время остановок Чжан Голао превращает мула в бумажную фигурку и складывает её в карман. Но достаточно лишь капли воды, чтобы вновь оживить мула, когда его хозяину нужно ехать дальше.

- Люй Дунбинь (吕洞宾) - Знаменитый даосский патриарх, возможно наиболее популярный из всех восьми, изображается с магическим мечом, является также покровителем литературы и парикмахеров. Считается мастером даосской алхимии.
Имя от рождения Люй Янь (巖). Он называл себя также Мастером Чистого Ян (純陽子, Чуньян-цзы), плюс в даосизме его называют также Патриархом Люй (呂祖). Он родился в уезде Цзинчжао в современной провинции Хунань около 796 года.

Легенда гласит, что когда он родился, появился аромат благовоний вокруг. В 20 лет он не был женат, дважды пытался сдать экзамен на чиновника, но оба раза провалился. В это время он познакомился с уже известным Чжунли Цюанем, который дал ему для отдыха свою подушку. Однажды он поставил вариться кашу из жёлтого проса, положил голову на подушку и задремал. Ему приснился знаменательный сон, как будто он выдержал государственный экзамен, получил важную должность и скоро стал заместителем министра. Он взял в жёны дочь уважаемого богача, у него родились сын и дочь. Потом он дослужился до премьер-министра. Однако появилось много завистников, и его стали обвинять в преступлениях, он вынужден был уйти в отставку, жена его обманула, дети его были убиты разбойниками и он потерял всё своё состояние. Умирая нищим на улице, он вдруг проснулся. Хотя во сне прошло восемнадцать лет, в реальности весь сон занял несколько минут, пока варилась каша.
Таким образом Чжунли Цюань объяснил ему через этот сон тщетность и пустоту повседневной жизни. Он стал вместе с Чжунли заниматься даосизмом, поначалу он стал учиться фехтованию, потом различным искусствам магии и алхимии даосской школы Высшей Чистоты (Шанцин).
Иногда его также изображают как очень доброго старика с чайником, продающего растительное масло.
В честь Люй Дунбиня, недалеко от города Юнле, был построен храм Чонян, известный как Храм Люй Дунбиня.
 

 - Ли Тегуай (李鐵拐) - Врач и учёный, защитник больных, покровитель магов и астрологов. По легендам, он является учеником и современником Лао-цзы, однако чаще его сопоставляют с реально существовавшим человеком, жившим в VII-VIII веках.
Внешне он выглядит как одноногий нищий-попрошайка с черным от грязи лицом, круглыми глазами, всклокоченной бородой и волосами, схваченными золотым обручем, полученным от его наставника. В руках он держит железный посох, на который опирается, поэтому получил прозвище «Железная клюка Ли» и тыкву-горлянку, в которой он носит свои снадобья. Чем больше кажутся его физические страдания, тем более действенны его лекарства.

По легенде, Ли Тегуай оставил своё физическое тело в пещере Даншань, в провинции Аньхой, на попечение ученика, и отправился к Лао-цзы, предупредив, что если он не вернется через семь дней (алхимический цикл превращения), надо будет уничтожить его тело. Через шесть дней ученик, узнав о болезни матери, сжёг тело учителя и отправился домой. Вернувшись, Ли Тегуай обнаружил, что его тело сожжено. В это время недалеко умер от голода хромой нищий, и Ли Тегуай перешёл в его тело. С тех пор он и приобрел вид хромого нищего. По некоторым легендам именно Лао-цзы воскресил его из пепла и повязал ему лоб золотым обручем.
По другим сведениям, он родился во времена династии Чжоу, его звали Ли Юань, и он учился у Лао-цзы и богини Сиванму. Он 40 лет занимался практикой и медитациями, не зная сна и отдыха. Мог уменьшаться так, что ночевал в своей тыкве-горлянке.

 - Хань Сян-цзы (韓湘子) - философ, покровитель музыкантов.
Родился при династии Тан и был назван Цинфу. Племянник знаменитого государственного деятеля, танского ученого-конфуцианца и поэта Хань Юя (768-824). Его учителем был патриарх Люй Дунбинь, под влиянием которого, Хань Сян оставил работу чиновника в правительстве и отправился искать истину в дао.

Его изображают красивым юношей, который играет на флейте. За эту красоту Хань Сян-цзы ассоциировался с женщиной, и на изображениях ему иногда придавались женские черты.
В литературе упоминается случай, как знаменитый дядя увещевал своего племянника, чтобы тот оставил даосизм, а Хань Сян хотел, наоборот, оставить официальную карьеру. Тогда на банкете Хань Сян продемонстрировал мощь дао, выпив огромное количество вина до конца и не пьянея.
Хань Сян ходил всё время с волшебной флейтой, отличался весёлым нравом, а от его флейты расцветало всё вокруг. Особо преуспел в изучении магических знаний и предсказании будущего. К тому же, он отличался веселым нравом, превращающим его учение в определенное качество жизни - умел делать вино из воды и выращивать зимой цветы. 

 - Цао Гоцзю (曹國舅) - известен как представитель правящего клана, родной дядя императора Сун, младший брат императрицы Цао Тайхоу, ставший отшельником и поражавший всех знанием тайн даосизма, умением проникать в суть вещей
Чаще всего изображают в красной форме и головном уборе чиновника высокого ранга, с нефритовой табличкой, дающей право входить в дворец. Иногда рисуют с трещотками в руках. Покровитель актёров и мимов.

По преданиям покинул службу при дворце из-за стыда за выходки своего брата Цао Цзинчжи, обладавшего необузданным нравом, которого никто не рисковал его трогать из-за его положения, даже после того как тот убил человека. Когда Цао покинул дворец, император предложил ему золота, чтобы он мог содержать себя в пути, но Цао с достоинством отказался. Тогда правитель дал ему золотую пластину с печатью, позволяющего свободно перемещаться по всей стране.
Переправляясь как-то через реку Хуанхэ, Цао Годзю предложил лодочнику эту пластину вместо оплаты, отчего тот перепугался. В лодке находился странствующий даос, который сказал Цао Годзю: «Зачем ты пугаешь простых людей? Выкинь лучше эту пластину, пока не наделал бед!». Цао Гоцзю понял, что перед ним не обычный человек, и подчинился, выбросил пластину в реку. Этим даосом оказался сам Люй Дунбинь, он увидел чистоту помыслов Цао и взял его с собой странствовать.
 
 - Лань Цайхэ (藍采和) - китайский юродивый, возраст и пол неизвестен, его считают иногда гермафродитом, но чаще он изображается как молодой юноша несколько женственного вида с бамбуковой корзиной цветов. Покровитель(ница) торговцев цветами и садовников.
Существуют изображения, на которых он — человек в возрасте, на более поздних изображениях часто в виде девушки. В корзине за спиной — различные цветы, выражающие идею бессмертия (иногда хризантемы). Одет в один сапог. Летом он ходит в шерстяной рубашке, а зимой спит на снегу.

Предполагают, что он жил в поздние года эпохи Тан. Его описывают постоянно гуляющим по кабакам - он постоянно поёт, сочиняет стихи и пьёт вино, при этом игнорирует всё вокруг и постоянно весел. Его веселье охватывает всех окружающих.
Когда у него появляются деньги, он покупает вино и угощает всех вокруг. Он любит нанизывать монеты на веревочку и тащить их за собой, волоча монеты через пыль и лужи. Когда верёвка обрывается, Лань Цайхэ идёт дальше как ни в чём не бывало...
Считается, что он достиг просветления около озера Хаолянь. За ним прилетел журавль, с которым он исчез в облаках, сбросив с себя единственный сапог, одежду и бамбуковые трещотки.
Легенда рассказывает, что он напоил всех бессмертных, и они перешли от внешней алхимии к поиску бессмертия, исходя из внутренних сил.

- Хэ Сяньгу (何仙姑) - с детства отличалась странностями, отказалась выйти замуж, долгие дни обходилась без еды и ушла в горы, став бессмертной. Покровительница домохозяек и домашнего очага.
Родилась в провинции Хунань в префектуре Ёнг (永州), которая называется теперь Линлинь, по другим сведениям - в богатой семье уезда Цзэнчен провинции Гуандун.
Изображается с цветком лотоса и иногда с флейтой из персикового дерева.

В пятнадцать лет она повстречалась с Люй Дунбинем, который стал за ней ухаживать, на самом деле желая приобщить к Дао. Позднее, получив от него учение, она смогла перелетать через горы и собирать дикие фрукты, зарабатывая себе и своей матери на жизнь. Впоследствии Люй Дунбинь, подарил ей персик с острова бессмертных Пэнлай и обучил, как надо владеть энергиями, используя женское начало инь.
В городе Гуанчжоу имеется храм Хэ Сяньгу, где ей поклоняются на седьмой день третьей луны китайского календаря.
--------------------------------------------------------------

Народная фантазия наделила всех ба-сянь чертами как волшебными, так и человеческими, что сделало их одновременно людьми и божествами. Они путешествуют, вмешиваются в людские дела, защищают правое дело и справедливость...

Метки: