?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Монастырь Chung Tai Chan

Волею случая будучи на Тайване, в районе Sun Moon Lake, заглянул ненадолго в расположенный неподалеку буддистский монастырь.

Конечно, в любой из даосских было бы намного интереснее, но выбора не представилось - поэтому вместо обещанного 2 года назад, подробного рассказа о Бай Юн Гуань, посетим Чжун Тай Шань.

Не далее чем во первых строках должен признаться, что буддистские постулаты, заповеди и понятия известны мне крайне поверхностно (и то, спасибо Евгению Торчинову), поэтому заранее прошу извинения за возможные неточности в изложении образов и понятий.


Монастырь Чжун Тай Шань (中台山) расположен в центральной части Тайваня (собственно говоря, эти три иегроглифа я бы так и перевел - "в центре тайваньских гор"), рядом с городом Puli в провинции Nantou.


Вопреки ожиданию увидеть что-то древнее, нашему взору предстало весьма величественное сооружение, высотой в три десятка этажей и площадью несколько гектаров, вполне современного вида.


В едином комплексе, непосредственно рядом с монастырем расположены большой современный музей буддизма (без экскурсовода пришлось очень трудно - выручала Wikipedia, благо интернет был под рукой), институт буддизма, а также начальная и средняя школы.


Этот монастырь был основан Учителем Вэй Цзюэ (惟覺), одним из последователей Чань- (или Дзен-) буддизма, в 1987 году. Но целиком комплекс был построен только в 2001 году, при активном участии знаменитого тайваньского архитектора Tsu Yuan Li (о его самом знаменитом детище - небоскребе Taipei 101 - мы еще обязательно поговорим).


В проекте здания были намеренно смешаны традиционный китайский и современный западный стили, а гигантский размах сделали его самым высоким в мире буддистским храмом (136 метров). В качестве основного строительного материала использован камень, который символизирует терпение буддистской веры.
Сейчас монастырь служит пристанищем более чем для тысячи монахов (мужчин и женщин).


Самостоятельное передвижение по внутренним помещениям монастыря и храма - запрещено, только в сопровождении гида из местных обитателей.


У входа в первый зал "Четырех небесных царей" посетителей встречают красные львы, охраняющие эту обитель.


Чуть в глубине, лицом к входящим, сидит Бодхисаттва (т.е. будущий Будда) Майтрея (что-то близкое к понятию Мессии в религиях Книги).


За его спиной притаился суровый охранник храма - бодхисаттва Wei Tuo.


А по углам громадного помещения поддерживают потолок Четыре Небесных Царя (四天王), которые приняли клятву защищать Будду и дхарму от зла и опасностей. Их высота - 12 метров, что тоже делает их самыми большими в мире.
Голова каждого из них имеет лица каждого из четырех - таков буддийский символизм: "один в четверых и четыре в одном".


На втором этаже - три зала Будды. В первом из них, скульптура Будды Гаутамы (т.е. "пробудившийся", он же Шакьямуни - "мудрец из рода Шакья") - ключевой фигуры в буддизме, чьи каноны и составляют рассказы о его жизни, его изречения, диалоги с учениками и данные им заветы.
Красный гранит статуи и серый камень окружающего ее убранства призваны создавать атмосферу спокойствия и безмятежности, а также отражать сострадание Будды в этом мире страданий...


К этому залу справа примыкает зал защитника монастыря - боддисатвы Шангхарамы, он же Гуань Юй (關羽) - военачальник средневекового Китая, служащий идеалам благородства, этакий восточный Робин Гуд.


А слева - зал первого патриарха китайского Чань-буддизма - индийского монаха Бодхидхармы, которому кроме всего прочего, согласно широко распространенной в Китае легенде, мы все обязаны появлением чая. В моменты борьбы со сном, медитирующий 9 лет подряд в пещере, Бодхидхарма вырвал себе веки (или ресницы) и бросил их на склон горы «Ча». На этом месте выросли первые саженцы чайного дерева.


Само назвзание этой, наиболее распространенной в Китае школы буддийской практики — Чань (禪), он же Дзен — восходит к санскр. «дхьяна», что значит созерцание, медитация. У приверженцев этой школы медитация превратилась в основную цель, а изучение сутр и всякие ритуалы они считали вторичным.
Вслед за Бодхидхармой, наставники практики чань трактовали медитацию как спонтанное самораскрытие «истинной природы» человека в его эмпирическом существовании. И поэтому в отличие от прочих буддийских школ высоко ценили физический труд, каллиграфию и военные искусства.


К сожалению, выше второго этажа фотографировать строго настрого запрещено, хотя это не требование Будды, а скорее монастырские правила.
Поэтому фотография статуи Medicine Buddha (c пагодой в руках) на пятом этаже была сделана уже незаконным образом, но дальше уже пришлось прервать фотодокументирование.


Поэтому, к сожалению, не могу показать вам ни впечатляющий монастырский зал для медитаций, ни Зал Десяти Тысяч Будд на 16-м этаже - с огромной, поражающей воображение, 7-уровневой пагодой из тикового дерева, построенной без единого гвоздя.
Она видна на заглавной фотографии (под куполом храма) и защищена от непогоды невероятными 30-метровыми гибкими стеклянными экранами - растянутыми на металлических тросах, так что могут безопасно колебаться с амплитудой почти в полметра в сильный ветер или при землетрясении.


Монашеские кельи посетить также не удалось, но снаружи выглядит обычным общежитием. Зато покормили в местном вегетарианском ресторане на славу.


Вокруг монастыря разбит парк, в котором в полном соответствии с буддистской доктриной царят умиротворяющей атмосфера и спокойствие.


Во всем монастыре - идеальная тишина и прекрасные условия для медитации. Так что неудивительно, что у местных жильцов такие одухотвореные лица...


Для особо интересующихся - приготовлен видеоматериал (на английском языке):

Тайвань, август 2010 года