?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Итак, вчера мы остановились возле Кафедрального собора La Сe, от которого поднимемся вверх, по направлению к крепости Сан Жоржи, наслаждаясь незабываемым колоритом самого старого района Лиссабона.

Предупреждаю сразу, прогулка не из легких - рекомендую одеть удобную обувь и не брать с собой тяжелые вещи... :-)


Алфама — бывший мавританский квартал. Его название происходит от арабского «аль-хама», что означает «теплый источник» (помните «хамам»?).
Улочки Алфамы в живописном беспорядке вьются вокруг крепостного холма. Извилистые и крутые, то и дело переходящие в лестницы, а то и заканчивающиеся тупиком, они не позволяют проникнуть сюда современному транспорту.


Так что вместо выхлопных газов квартал наполнен пронзительным запахом жарящихся сардин, а шум моторов заменяют пение птиц в вывешенных за окна клетках. На улицах женщины продают рыбу и овощи, то и дело попадаются лавчонки, пивные, закусочные и мастерские в подвалах. То вдруг попадаешь в проходной двор, в котором сидят старики, играют маленькие дети. И это повсюду развешенное белье, которое, как считают португальцы, лишь на солнце и ветру приобретает такой свежий запах — даже если дома и есть современная сушильная машина.


И если в время арабского владычества это был один из самых богатых районов города, то сейчас в нем живет либо небогатые, либо очень эксцентричные люди.
Такая очаровательная средневековая нищета...


Отправляясь на прогулку в Альфаму, будьте готовы к тому, что вполне можете заблудиться – логике это хитросплетение улиц и лестниц практически не поддается.


Зато здесь можно встретить совершенно необычные образцы азулежу (azulejos) - т.е. керамической плитки с рисунками, чаще всего синего цвета, которой украшены стены многих домов в Португалии, как дворцов и достопримечательностей, так и обыкновенных построек.

Эта техника развивается в Португалии с XV века, а широкое распространение получила с XIX - возможно без голландского влияния не обошлось.
В Лиссабоне есть целый музей азулежу. Хотя такие же изразцы распространены и в Испании, но запоминаются как характерная особенность именно португальских городов.


В замок Сан-Жоржи мы сегодня с вами не пойдем (ибо это, честно говоря, новодел тов. Салазара), отметимся только у его стен... :-)

Кстати, нравы обитателей Альфамы в этом отношении весьма простецкие, недалеко ушедшие от средневековых - отлить отвернвшись от прохожих, через оградку на травку в скверике, считается в рамках приличий, судя по наглядным примерам...

Опять спускаемся к центральному району Байша - обратите внимание, почти весь город вымощен мелкой брусчаткой из белого и тёмного мраморизованного известняка. Из него часто выложены разнообразные орнаменты. Внешне это очень симпатично и нарядно, но при этом качество укладки не очень высокое, поверхность неровная, иногда отдельные камни выпадают, тогда идти вовсе неудобно - но я уже предупреждал вас про обувь! :-)

Да, что же это мы с вами все ходим и ходим, как заведенные - давайте-ка заглянем в местную "рюмочную", рядом с площадью Rossio, где освежимся стаканчиком жинжинья (Ginjinha) - ликера из ягод вишни, настоянных на винном спирте, поэтому непредсказуемой крепости - прямо с ягодами, наливаемого из большой пятилитровой бутыли.


Несмотря на географическую близость Африки (только через Гибралтар переплыть) и бывшие африканские колонии Анголу и Мозамбик, чернокожих лиссабонцев совсем не много, существенно меньшем чем, скажем, парижан. Эксперты говорят, что это тяжелое наследие диктатуры Антонио Салазара.
А на этом месте, где как "в парижском туалете, есть надписи на русском языке", видимо у них была сходка... :-)


Заглянув в "верхний квартал" - Байру-Алту и не найдя там днем ничего особо выдающегося, кроме огромного количества баров и ночных клубов, убеждаемся, что Лиссабон действительно самой гористый из всех портовых городов мира...


А теперь отправимся в район Санта-Мария-де-Белем, чтобы непременно посетить монастырь Жеронимуш (Mosteiro dos Jerónimos).
Он построен на месте, где находилась часовня Энрике Мореплавателя (он же Генрих Навигатор), в которой Вашку да Гама молился в ночь перед отплытием в Индию 8 июля 1497 года. Монастырь был заложен в 1500 году по приказу короля Мануэля I для монахов-иеронимитов в знак благодарности деве Марии за удачную экспедицию мореплавателя и за счет привезенным им сокровищ. Здание произвело сенсацию среди современников и на сегодняшний день считается самым величественным памятником Лиссабона.


Здесь уместно сказать пару слов о стиле «мануэлино», без которого Португалия не была бы Португалией, а Лиссабон лишился бы изрядной доли своего очарования. Названный так по имени того самого короля Мануэля I, стиль этот являет собой необычное сочетание пламенеющей готики, мавританского влияния и элементов зарождающегося Ренессанса, причем с морским уклоном (канаты, якоря, астрономические инструменты) и нигде более в Европе не встречается.


Храм Девы Марии, заменивший собой ту самую часовню и выдержавший землетрясение 1755 года, несмотря на лёгкость и ажурность его колонн со скульптурными украшениями, внутри обширен и поражает своей изящной отделкой. Роскошный свод площадью почти 600 кв.м. не нуждается в центральной опоре, благодаря сложной структуре рёбер, разработанной архитекторами 500 с лишним лет назад.


Храм монастыря является одновременно и усыпальницей. Сразу у входа можно увидеть саркофаг Вашку да Гамы. Напротив него — саркофаг Луиса де Камоэнса, величайшего из поэтов Португалии, который благодаря знаменитым «Лузиадам» стал певцом морской славы страны.

У края католической земли,
Под арками затейливого свода,
Спят герцоги и вице-короли,
Да Гама и Камоэнс - спят у входа.
А. Городницкий

И закончим мы сегодняшнюю прогулку у памятника Первооткрывателям, расположенного на берегу Тежу прямо напротив монастыря, т.е. ровно в том месте, где Вашку да Гама поднимал паруса своих кораблей.
Статуя принца Энрике Мореплавателя, держащего в руках модель каравеллы, венчает носовую часть памятника, имеющего также форму каравеллы. За ним следуют картографы, математики, астрономы, судостроители, канатчики, оруженосцы, штурманы, капитаны, доктора, зоологи, миссионеры и хроникёры - все, кто принимал участие в эпопее Великих открытий.

Португалия, октябрь 2010 года

Комментарии

( 7 комментариев — Оставить комментарий )
vlra
23 окт, 2010 23:32 (UTC)
в семье посещение твоего журнала теперь - форма релаксации.
Отлично заменяет всякие там СМИ.
conwell
24 окт, 2010 18:47 (UTC)
Спасибо, мне приятно знать, что есть люди, которым интересны мои попытки рассказать об увиденном... :-)
dmitry_saparov
24 окт, 2010 06:45 (UTC)
Лиссабон классный! Мы все никак репортаж оттуда выложим, уже год скоро будет)))
conwell
24 окт, 2010 18:48 (UTC)
Так вы же там по настоящему снимали, наверное - а не как я, записной книжкой пощелкал... :-)
Жду с нетерпением!
dmitry_saparov
24 окт, 2010 19:14 (UTC)
У тебя клевая записная книжка))
dzeso
24 окт, 2010 18:14 (UTC)
Эх, а я там все с тоской на яхточки поглядывал :)
maximalik
17 фев, 2011 15:16 (UTC)
Спасибо.
( 7 комментариев — Оставить комментарий )